Баядерка
Индийские воины во главе с их военачальником Солором охотятся вблизи древнего храма. Солор тайно любит храмовую танцовщицу баядерку Никию и повелевает факиру Магедавее сообщить Никии, что он ждет встречи с ней. Появляются жрецы во главе с Великим брамином, начинается обряд поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют священные танцы. Среди них вновь посвященная молодая и прекрасная Никия. Забыв о священном обете безбрачия, Великий брамин молит Никию о любви.
Но Никия отвергает его домогательства. Вместе с другими баядерками Никия дает факирам воду из священного источника, и Магедавея незаметно сообщает ей о том, что Солор здесь и ждет ее. Девушка счастлива и с наступлением ночи выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир, но Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных. Солор предлагает Никии бежать, она согласна, но прежде Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует, взывает к богам и готовит обоим ужасное мщение.
В своем богатом дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти, что сегодня она увидит жениха и показывает ей его портрет. Она узнает в нем храброго воина Солора и дает свое согласие. Раджа тут же объявляет совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приводят баядерку — Никию, и она вместе с придворными танцовщицами исполняет церемонию обряда. Раджа приказывает Толорагве позвать Солора. Он показывает Солору красавицу дочь и объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи, но недавняя клятва верности баядерке Никии приводит его в замешательство. Солор пробует отказаться от предложенной ему чести, но раджа — его повелитель, и он вынужден повиноваться. Раджа объявляет их помолвку.
О балете:
Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. Постановка словно бы подготовила встречу балетмейстера с симфоническим танцем — особого рода спектаклем, где логика действия и весь пластический ряд строится по законам непрерывного музыкального развития. «Чистый» танец оказался способен выражать тончайшие движения человеческой души.
Либретто балета в содружестве с М. Петипа написал известный в России балетный критик С. Худеков. Действие балета происходит в древней Индии. Музыку к балету написал композитор Л. Минкус, много лет сотрудничавший с балетмейстером М. Петипа.
С тех пор «Баядерка» не сходит с афиши академических театров и, как правило, знаменует собой достигнутый труппой высокий уровень всех художественных составляющих спектакля. И, в первую очередь, владение всем арсеналом классического танца.
Юрий Григорович, работая танцовщиком и хореографом на знаменитой сцене Мариинского (Кировского) театра — Дома Петипа — прошел весь путь постижения творческого наследия Мариуса Петипа. Здесь же он впервые встретился с «Баядеркой».
В 1991 году он сам осуществил ее постановку в Москве, на сцене Большого театра России, восстановив все лучшее, что сохранилось в хореографии М.Петипа, а также фрагментах хореографии В.Чабукиани и Н. Зубковского.